Статья 15115

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы

Журавлева Ольга Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Пензенский филиал Академии МНЭПУ (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33а), o-leleka@mail.ru

Индекс УДК

377

Аннотация

Актуальность и цели. Изменение условий жизнедеятельности личности и ее инновационный менталитет активизировали проблемы личностного и профессионального самоопределения. Старший школьный возраст является периодом первичной, амбивалентной оптации. Отрочество – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям. Целью исследования стало изучение особенностей мотивации профессионального выбора старшеклассников. Объект исследования – условия профессионального самоопределения старшеклассников. Предмет исследования – особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников Пензенской области. Были определены следующие задачи: провести теоретико-методологический анализ, выявить состояние проблемы в современной психологической науке; с помощью комплекса методик изучить особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников; изучить профессиональную ориентацию старшеклассников Пензенской области; сравнить мотивацию выбора профессии и профессиональную ориентацию юношей и девушек.
Материалы и методы. Проблема исследования рассматривается в разных аспектах: с точки зрения развития общества и образования (Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, А. В. Петровский и др.), социализации личности и ее рефлексии в аспекте образования (В. Франкл, Э. Фромм), социальной адаптации личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн) и ее социаль-ной зрелости (Г. М. Андреева, Д. А. Леонтьев и др.). Феномен профессионального самоопределения раскрывается с двух точек оценки социальной позиции: человек для профессии (работы С. Я. Батышева, В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой) и профессия для человека (исследования Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, И. П. Смирнова и др.). Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как тестирование, методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента). Использованные методики: тест «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), тест Д. Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е. А. Климов), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина).
Результаты. При выявлении мотивов выбора профессии старшеклассниками было обнаружено, что у большинства юношей и некоторых девушек в выборе профессии преобладают внешние отрицательные мотивы, что в дальнейшем может неблагоприятно повлиять на их мотивацию профессионального обучения, а также на удовлетворенность трудом и его производительность. У юношей в выборе профессии преобладают мотивы: престижа, материальные, утилитарные. У девушек, в отличие от юношей, доминируют утилитарные, затем материальные и мотивы престижа. То есть юноши в большей сте-пени стремятся к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе, позволяют получать определенные блага. Девушки стремятся выбирать профессии, предполагающие руководство людьми, работу в городе, чистоту и легкость труда, ориентацию на вуз и только затем стремление к материальным благам.
Выводы. На основании полученных данных и результатов их статистической обработки было выявлено, что старшеклассники Пензенской области в большинстве случаев совершают выбор профессии, не соответствующий их социально-психологическим установкам, профессиональным ориентациям и характерологическому типу личности, опираясь на внешние атрибуты профессии (уровень зарплаты, возможность карьерного развития и др.). Это позволяет говорить о неблагоприятном прогнозе их успешности в профессиональной деятельности. Кроме того, учитывая то, что у большинства старшеклассников преобладают внешние отрицательные мотивы выбора профессии, можно сделать вывод о достаточно низком качестве профориентационной работы в Пензенской области.

Ключевые слова

профессиональный выбор, мотивы выбора профессии, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Балакирева, Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образо-ванию : моногр. / Э. В. Балакирева ; РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
2. Манаенкова, О. А. Мотивы выбора профессии на дотрудовой стадии социа-лизации / О. А. Манаенкова. – URL: http://michac/narod/ru»Obschstvjznanie/Manaenkova.doc
3. Таланова, С. И. Особенности профессионального самоопределения старше-классников / С. И. Таланова // Теория и практика образования в современном ми-ре : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 226–228.
4. Фельдштейн, Д. И. Личностное развитие растущих людей в условиях соци-ально-экономического кризиса / Д. И. Фельдштейн. – М. : Наука, 1994.
5. Фельдштейн, Д. И. Человек в современном мире – тенденции и потенциаль-ные возможности развития / Д. И. Фельдштейн. – URL: http://snokompass.ucoz.ru/_ld/0/1_Feldshtein.00.0.pdf
6. Сохранов-Преображенский, В. В. Формирование профессиональных умений студентов вуза как фактор смыслообразующего образования / В. В. Сохранов хранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 151–159.
7. Гриншпун, С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе / С. С. Гриншпун // Школа и производство. – 1994. – № 6. – С. 11–12.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Кли-мов. – М. : Академия, 2004.
9. Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. – Киев : Рад. школа, 1980.

 

Дата создания: 03.06.2015 15:14
Дата обновления: 28.07.2015 15:48